Торговля между странами активно развивается. Большинство селлеров закупают товар для продажи на Wildberries именно из Китая. А кто-то уже открыл для себя новый рынок и потребителей. Если вы планируете продавать свои товары в КНР, то зарегистрировать товарный знак нужно и в Китае. Как минимум, это убережет его от кражи.
Регистрация товарного знака в Китае – это что-то новое, о чем не говорили на каждом сайте по маркетплейсам. Поэтому сразу возникает вопрос: «А точно ли мне это нужно?». С ответа на него и начнем.
Кому и зачем нужно регистрировать товарный знак в Китае
Регистрация нужна тем, кто планирует продавать товар в Китае. Если вы начали в России и не планируете распространяться в других странах – она не нужна. А если планируете или уже начинаете, то заняться стоит в ближайшие дни.
Плюсы от зарегистрированного знака:
- Другим запрещено красть ваш контент и подделывать сайты
- Можно запретить использовать бренд и логотип
- Клиенты поймут, кто настоящий производитель
- Товарный знак не зарегистрирует на себя кто-то другой
- Разрешено проводить крупные маркетинговые компании
- Появляется право зарегистрировать подходящие доменные имена
Самое главное, что никто другой не сможет зарегистрировать ваш товарный знак. Если вы продаете товар в Китае без зарегистрированного в нем знака – его легко может оформить другой человек. И по закону ему ничего не будет, ведь в этой стране он станет первым правообладателем.
Особенности регистрации в Китае
Перед регистрацией товарного знака нужно обязательно разобраться в особенностях его создания. В каждой стране свои правила и Китай – не исключение.
Требования к товарному знаку:
- Уникальность.
- Наличие различительной способности. То есть у знака должна быть «изюминка», которая отделяет бренд от других.
- Соответствие нормам морали, без дискриминации, повторения официальных символов и введения в заблуждение.
Стоимость регистрации зависит от способа регистрации (дальше мы разберем их более подробно) и числа классов МКТУ.
Начнем с национальной регистрации. Она стоит всего 300 юаней, но для проведения процедуры требуется патентный поверенный. Он нужен и для второго вида регистрации, чтобы отвечать на предварительные отказы.
Регистрация по международной системе – дорогое удовольствие, но с ее помощью можно зарегистрироваться в нескольких странах.
В этом случае нужно оплатить:
- Сборы ВОИС (Всемирная организация по интеллектуальной собственности) за черно-белый товарный знак – 753 швейцарских франка.
- Пошлина Роспатента – 5000 рублей.
- Дополнительный сбор в Китае – 100 швейцарских франков.
Создание товарного знака на китайском языке – не обязательное, но рекомендуемое действие.
Зачем?
Название бренда на китайском сможет зарегистрировать на себя кто угодно, если этого не сделали вы. Поэтому заниматься адаптацией знака стоит до начала торговли в стране. Сделать это можно двумя способами:
- По значению. То есть в китайском названии вы сохраняете только смысл, который скрыт в оригинальном названии или связан с ним.
- По звучанию. Не важно, что будет означать название, главное, чтобы перевод звучал так же как оригинал.
Можно попробовать совместить оба способа в одном названии как это сделала Кока-Кола. Перевод звучит как «Кэкоу Кэлэ», а в значении есть слова «вкусно» и «веселиться».
Этапы регистрации товарного знака
Сначала нужно выбрать, по какой процедуре регистрировать знак: национальной или международной.
В первом случае вы самостоятельно подаете заявку на китайском языке в Патентный офис Китая.
Во втором случае можно зарегистрировать знак сразу в нескольких странах, но заявка подается на английском языке и в Роспатент. Затем оттуда она перенаправляется в ВОИС.
Начнем с этапов регистрации по национальной системе:
- Поиск патентного поверенного.
С Ведомством могут взаимодействовать только те, кто зарегистрирован в Китае, поэтому если у вас нет прописки или бизнеса – ищите поверенного.
Если вы наняли патентного поверенного – можете расслабиться и наблюдать. Все дальнейшие этапы он выполнит сам.
- Подготовка заявки.
Подать можно в бумажном или электронном виде. Во втором случае все документы прикладываются в виде сканов.
Заявка должна содержать:
- Документ, удостоверяющий личность заявителя
- Доверенность на патентного поверенного
- Адрес регистрации заявителя или поверенного
- Изображение товарного знака
- Перечень классов МКТУ, по которым запрашивается защита
- Оплата пошлины.
Китайская пошлина за регистрацию одного класса МКТУ и 10 подклассов стоит 300 юаней. За каждый новый класс – 300 юаней, а подкласс – 30 юаней.
- Экспертизы.
Всего нужно пройти две экспертизы – формальную, где проверяют правильность заполнения документов, и по существу. Во второй проверяют соответствие знака законодательству. Заранее готовьтесь к срокам: проверки могут занять полгода-год.
Если прислали предварительный отказ – вы можете оспорить его, если за 15 дней успеете обратиться в Комиссию по пересмотру товарных знаков.
- Публикация.
Товарный знак регистрируют в бюллетене и ждут 3 месяца. В это время любой желающий, кому не понравится знак, может подать заявление против его регистрации. Если такого не произошло – регистрация завершается. Свидетельство нужно запросить отдельно.
При регистрации по международной системе через ВОИС нужно учитывать:
- В заявке можно отметить несколько стран, в которых нужно зарегистрировать знак.
- Теперь нужно заплатить 3 госпошлины: в Китае, в ВОИС и Роспатенту.
- Регистрация стоит дороже. Например, только за один цветной товарный знак в ВОИС вы заплатите более 900 швейцарских франков.
- Для ответов на предварительные отказы нужен патентный поверенный.
- Чтобы товарный знак признали в Китае, нужно будет пройти дополнительные процедуры в местном ведомстве.
Этапы у регистрации по мадридскому протоколу (международной системе) такие же, что и по национальному. Просто с особенностями, которые мы разобрали выше.
Регистрация товарного знака в Китае – не такая сложная процедура, которая упрощается с помощью носителя языка и профессионального патентного поверенного. Она обезопасит вас от законного присваивания бренда и товарного знака другим людям. Главное запасайтесь терпением и заранее готовьтесь к подаче заявки.